Объективные и субъективные факторы флияния на развитие малого бизнеса - Правовая компания «НОВАЦИО»
Защита прав -
наша обязанность
+7(495) 740-07-44
+7(925) 307-01-36

Объективные и субъективные факторы флияния на развитие малого бизнеса

admin
02 Мар 2018г

Объективные и субъективные факторы флияния на развитие малого бизнеса

Следует отметить, что становление отечественной экономики, в свое время, сопровождалось недостаточными темпами развития малого бизнеса, который должен был выполнять роль стабилизирующего слоя и обеспечивать гибкое реагирование на изменения потребительского спроса. Впрочем, целый ряд проблем, объективного и субъективного характера, не позволили ему сформироваться в достаточной степени, а теперь развитие малого бизнеса стало еще более проблематичным: обострились проблемы финансирования отечественных малых предприятий, еще больше ухудшилось их финансовое состояние, что стало роковым для значительного количества субъектов малого предпринимательства. Поэтому проблема управления финансами малых предприятий является актуальной и имеет не только локальное, но и общеэкономическое значение.

Развитый сектор малого бизнеса играет важную роль в рыночной экономике, обеспечивая здоровый уровень конкуренции, гибкое реагирование на потребности потребителей, дополнительные рабочие места, перелив капитала в перспективные, но не очень привлекательные для крупных компаний области и т.д. Становлению малого бизнеса в нашей стране препятствуют многочисленные факторы объективного и субъективного характера.

К объективным негативным факторам относятся следующие:

  • практическое отсутствие реальной (а не декларируемой) государственной поддержки малого бизнеса;
  • высокий уровень нестабильности отечественной экономики, обусловленный ее политизированностью;
  • противоречия в законодательстве, необоснованная динамика нормативно-правовых актов, регламентирующих вопросы налогообложения;
  • общий экономический кризис (потеря или уменьшение привычных рынков сбыта, жесткие условия внешнего финансирования, усиление конкуренции и т.п.).

К субъективным факторам негативного влияния на развитие малого бизнеса относятся:

  • отсутствие или недостаточность экономического образования у предпринимателей, решивших открыть собственный бизнес;
  • высокая склонность к риску, о чем свидетельствует уже сам факт желания заниматься собственным делом в условиях неопределенности;
  • отсутствие навыков стратегического мышления, склонность к принятию управленческих решений без должной аргументации, а чисто интуитивно;
  • проблемы с подбором персонала (малое предприятие не может на равных конкурировать с крупными на рынке труда и позволить себе высококвалифицированных, опытных и ответственных работников.

В то же время, именно для малого бизнеса отбор кадров является определяющим фактором:

  • если «слабое кадровое звено» не станет роковым (в обычных условиях) для крупного предприятия, малому предприятию каждый «ненадежный элемент» может нанести существенный вред);
  • отсутствие или недостаточность обоснования экономических решений, недостаточное внимание к комплексу функций финансового менеджмента.

По своей природе малый бизнес характеризуется низкой сопротивляемостью к негативным внешним воздействиям, поэтому уровень банкротства для малых предприятий на начальных этапах их становления достигает 70-80%. В ситуации кризисной экономики банкротство грозит также субъектам малого бизнеса, которые уже достигли определенного уровня развития. В таких условиях особое значение приобретает эффективная государственная поддержка малого бизнеса.

Главной особенностью финансового менеджмента в малом бизнесе является отсутствие субъекта с четко очерченным кругом должностных функций. Фактически в качестве финансового менеджера выступает владелец и, частично, бухгалтер. Уровень загруженности первого обычно не позволяет ему широко использовать инструментарий финансового менеджера, даже базовые функции прогнозирования и бюджетирования на малом предприятии не выполняются или выполняются с недостаточным вниманием и по необоснованным методикам.

Особенно это касается малого бизнеса в производственной сфере, для которого отсутствие элементарного маркетингового плана и производственной программы приводит к снижению показателей ликвидности и деловой активности, делает бизнес стихийным и нестабильным. Выбор оптимальных источников финансирования, маркетинговый, операционный, финансовый и инвестиционный анализ — все это остаются вне зоны внимания владельца малого предприятия.

Анализ финансовых показателей и оценки вероятности банкротства считаются напрасными трудом. Речь уже не идет об использовании инструментов контроллинга и разработки форм внутрихозяйственного учета в процессе принятия управленческих решений (что для малого бизнеса, например в германии, давно является нормой).

Основные направления дальнейшего развития малого предпринимательства в ближайшей перспективе следующие:

  • формирование надлежащей законодательно-правовой базы, благоприятствующей развитию малого бизнеса;
  • совершенствование финансово-кредитной поддержки;
  • обеспечение материально-технических и инновационных условий развития малых предприятий;
  • эффективное информационное и кадровое обеспечение малого бизнеса;
  • стимулирование внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства.

Итак, в современных рыночных условиях, отечественное малое предприятие вынуждено преодолевать ряд макроэкономических препятствий, основной предпосылкой которых является неэффективная финансовая поддержка, чрезмерное налоговое давление и другие ограничения, установленные на законодательном уровне. Перспективным путем преодоления этих барьеров должна стать идея того, что интересы малого предпринимательства должны защищать сами предприниматели через свои ассоциации и организации, а роль государства должна заключаться только в улучшении необходимой инфраструктуры и обеспечении эффективной правовой базы, которая создаст пространство для решения проблем в развития отечественного малого бизнеса.